Как работники российских компаний относятся к своим работодателям

Деловой Петербург, 22 июня 2015

Последние исследования рекрутеров показывают, что работники плохо представляют себе ситуацию на рынке труда, а лояльность к работодателю для многих из них — непозволительная роскошь во время кризиса.

В начале июня специалисты международного кадрового агентства Kelly Services и портала Job.ru завершили исследование, в ходе которого изучали отношение работников российских компаний к своим работодателям. В опросе приняли участие более 3 тыс. человек, в том числе из Петербурга. 80% опрошенных респондентов на данный момент имеют работу. Однако, что поразило экспертов, 73% из них при этом все же ищут новое место. Причины, из–за которых люди присматриваются к другим работодателям, понятны, говорит Алина Белинская, территориальный директор отделения по массовому подбору персонала Kelly Services в Петербурге: «Одни недовольны текущим работодателем, увеличившим нагрузку или снизившим зарплату и доход. Другие ищут новую работу «на всякий случай», опасаясь увольнения или ухудшения условий труда».

Но если с причинами более–менее понятно, то большой процент находящихся в поиске среди работающих должен настораживать компании, которые долгие годы вкладывались в лояльность персонала (это понятие подразумевает желание человека работать лучшим образом, стремление соответствовать принципам компании, безоговорочно содействовать достижению ее целей, смирение с одними требованиями и способность принять другие). Однако опрошенные эксперты не видят в столь высоком проценте какой–либо опасности. «Это скорее вопрос не лояльности, а поиска зоны безопасности, — считает Рафаил Алиев, партнер кадровой компании HR Solutions. — Ответ лежит в плоскости известной поговорки: рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. «Это не столько вопрос лояльности, сколько меньшей эмоциональной привязанности работников к компании и рационального подхода к выбору работодателя», — поддерживает мысль коллеги Алина Белинская.

 

Райский уголок

Подход к выбору работодателя действительно рациональный. Согласно опросу, главные критерии, на которые ориентируются сегодня работники при поиске нового работодателя, — экономическая стабильность компании и высокие зарплаты. Что в условиях кризиса всей экономики выглядит несколько странно. С одной стороны, считают эксперты, это говорит о том, что работники плохо представляют себе ситуацию на рынке труда. Но с другой — это естественное желание любого работника в кризис, понимающе замечает Алина Белинская. «Надежда умирает последней, — соглашается Рафаил Алиев. — В условиях кризиса многие наемные сотрудники мечтают о стабильном работодателе и высокой заработной плате. По нашему опыту, чаще работодатель может только предоставить возможность сотруднику реализовать свой профессиональный потенциал и достичь желаемого уровня компенсации. Я имею в виду, что работодатель дает рабочие задачи и ресурс для их выполнения сотруднику, а результат уже за человеком. Надеяться каждый из нас может на что угодно, но жизнь всегда внесет свои коррективы».

«Стабильность компании действительно имеет большое значение, даже большее, чем бренд работодателя, известность компании на рынке, — подтверждает Светлана Катаева, управляющий партнер кадровой компании AVRIO Group Consulting. — В нашей практике подбора на руководящие позиции было несколько случаев, когда кандидаты не работают по полгода и более, но и не хотят снижать свои зарплатные ожидания или принимать предложения от компаний, которые им кажутся недостаточно защищенными в текущей ситуации на рынке. Далеко не все готовы идти на понижение. И даже если кандидаты готовы идти на понижение, в том числе карьерное, то большинство работодателей не готовы их брать, опасаясь, что пройдут сложные времена и эти overqualified, то есть сверхквалифицированные в переводе с английского, специалисты уйдут из компаний за лучшей долей». По ее словам, «отчаянная ситуация, когда действительно сложно найти работу долгое время, в основном касается только возрастных кандидатов или кандидатов на тех рынках, где спрос и предложение находятся в большом дисбалансе: экономисты, маркетологи, HR–специалисты, юристы.

 

Пойти на жертвы

Возможно, высокий процент находящихся в поиске не пугает экспертов потому, что, согласно исследованию, примерно столько же респондентов (60%) готовы отказаться от части благ, предлагаемых работодателями, чтобы сохранить текущую работу. Впрочем, жертвы эти небольшие: 10% опрошенных легко переживут отказ от корпоративных мероприятий, еще 10% могут обойтись без внешнего обучения, 9% — без компенсаций питания и проезда, 6% откажутся от ДМС, 4% поймут, если работодатель не компенсирует командировочные и представительские расходы. А вот пожертвовать должностью, то есть перейти на позицию ниже в своей компании, только чтобы не лишиться работы, многие (78%) не готовы. Эксперты говорят, что нынешнее поведение работников отличается от настроений в предыдущий кризис 2008–2009 годов. «Хотя сегодня, как и в кризис нулевых, работники боятся, что они могут попасть под сокращение и оказаться без работы, — говорит Алина Белинская, — но при этом они гораздо спокойнее реагируют на возможные сокращения, снижение заработной платы и другие изменения, более взвешенно и рационально подходят к выбору значимых благ. Понижение в должности ради возможности сохранить работу большинством работников воспринимается резко негативно из–за возможного ярлыка «сотрудник, на котором можно сэкономить». С точки зрения работника, такой карьерный дауншифтинг будет объяснить сложнее, чем, например, длительное отсутствие повышения или перерыв в работе». Изменилось и поведение работодателя, что дает работнику некоторую свободу действий — в отличие от предыдущего кризиса, сегодня компании стараются удержать ключевых специалистов, от работы которых зависит, как бизнес переживет кризис.

Posted in Новости.