Модель компетенций – это набор поведенческих моделей, закрепленных в профессиональном опыте и индивидуально-личностных характеристиках.
Виды компетенций
- КОПРОРАТИВНЫЕ
- УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ
- ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
Или ключевые — применимы к любой должности в организации. Корпоративные компетенции следуют из ценностей компании, которые фиксируются в таких корпоративных документах, как стратегия, кодекс корпоративной этики и т. д. Разработка корпоративных компетенций является частью работы с корпоративной культурой компании.
Или менеджерские — необходимы руководителям для успешного достижения целей и задач организации. Они разрабатываются для сотрудников, осуществляющих управленческую деятельность и имеющих работников в линейном или функциональном подчинении. Управленческие компетенции могут быть схожи для руководителей в разных отраслях и включают, например, такие компетенции, как: «Стратегическое видение», «Управление бизнесом», «Работа с людьми» и другие.
Или технические — применимы в отношении определенной группы должностей или конкретной должности. Это определенный набор знаний и навыков сотрудника в профессиональной сфере.
Зачем внедрять модель компетенций?
- Установить четкие требования к сотрудникам для реализации стратегии и целей компании;
- Сформировать команду единомышленников;
- Снизить текучесть персонала;
- Прогнозировать и управлять результативностью сотрудников;
- Оценивать и развивать сотрудников согласно целям бизнеса;
- Выделять HiPo и сотрудников в кадровый резерв.
Как внедрить модель компетенций?
- ЭТАП 1
- ЭТАП 2
- ЭТАП 3
- ЭТАП 4
- Сбор информации.
- Анализ документации (должностных инструкций сотрудников компании, рабочих нормативов, корпоративного кодекса).
- Анализ существующих в компании моделей компетенций для разных функциональных направлений.
- Подготовка материалов для опроса по содержанию работ и факторов успешности решения задач.
- Проведение интервью с руководителями и сотрудниками компании.
- Анализ данных.
- Обработка собранных данных.
- Построение шкалы данных и формирование кластеров компетенций.
- Анализ компании, соответствия уровней управления и проявления компетенций.
- Разработка дополнительных компетенций (определений/индикаторов).
- Построение модели компетенций.
- Построение шкалы компетенций.
- Построение общекорпоративной модели компетенции.
- Согласование модели компетенций с экспертами и доработка модели.
- Валидизация разработанной модели компетенций.
- Согласование разработанной модели компетенций с экспертами заказчика.
- Доработка модели компетенций и передача заказчику.
- Подготовка и передача заказчику рекомендаций по дальнейшему использованию модели компетенций.
Верно выделив ключевые навыки, руководитель получает возможность сформулировать четкие требования к персоналу, заложив их в качестве критериев в основные HR-процессы. Таким образом, модель компетенций становится «стержнем» для системы управления человеческими ресурсами.